Новое поколение вагонов для железнодорожного транспорта Украины

0
52
Новое поколение вагонов для железнодорожного транспорта Украины
Новое поколение вагонов для железнодорожного транспорта Украины

Железнодорожный транспорт — одна из основных отраслей, формирующих бюджет экономики Украины. Основным источником доходов железных дорог является прибыль от грузоперевозки по Киеву, а также во внутреннем и межгосударственном сообщениях. Почти 55% перевозок грузов и соответствующего грузооборота в стране осуществляет железнодорожный транспорт.

Парк грузовых вагонов, которым осуществляется перевозка грузов МПС Украине, насчитывает более 123 тысяч вагонов. В рабочем состоянии примерно 95 тысяч вагонов, а другая часть парка фактически исключена из эксплуатации и находится в запасе или ремонте. При общих объемов погрузки грузов — около 1 млн тонн в сутки необходимое количество вагонов должна составлять около 145 тысяч единиц.

Поэтому существует огромный дефицит грузовых вагонов, который только частично ликвидируется за счет вагонов операторских компаний негосударственной формы собственности или иностранных вагонов. При этом парк грузовых вагонов, который существует, значительно изношен как физически, так и морально. Почти 80% вагонов эксплуатируют после назначенного срока службы, что требует значительных материальных и финансовых затрат на ремонт и техническое обслуживание.

Такая ситуация с грузовым подвижным составом требует безотлагательного обновления парка вагонов в количестве примерно 7 тысяч единиц в год, в частности парка полувагонов — более 5 тысяч единиц в год.

Согласно данным государственной статистики и по прогнозам, объемы грузовых перевозок растут и продолжат расти. Это связано с увеличением транзитных перевозок и с повышением объемов грузовой работы вследствие развития различных отраслей экономики. В связи с этим на железных дорогах Украины и стран СНГ наблюдается постоянный рост объемов перевозок. Рост потребностей в перевозках грузов невозможно без эффективной работы железнодорожного транспорта, который обеспечивает предприятия сырьем, строительные площадки — материалами, а также перевозки большой номенклатуры готовой продукции народного хозяйства.

На современном этапе обновление и пополнение парка грузовых вагонов должны осуществляться на основе инновационного подхода, т.е. создание качественно новых конструкций вагонов — вагонов нового поколения, характеризующихся высокой производительностью, надежностью, экономичностью в эксплуатации и техническом обеспечении.

В связи с этим разработка, освоение производства и внедрение в эксплуатацию современного подвижного состава нового поколения — очень актуален научно-техническое и экономическое задачи государственного значения для транспортного машиностроения, железнодорожного транспорта и народного хозяйства Украины в целом. Для успешного решения этой важной задачи в стране был принят ряд государственных и отраслевых программ развития подвижного состава для грузовых перевозок.

На начальном этапе и в процессе разработок было выполнено обширные теоретические и экспериментальные исследования проблем конструкций существуют, поиск путей повышения производительности, надежности и экономичности подвижного состава в эксплуатации, а также научно-техническая экспертиза перспективных проектных решений для создания принципиально новых конструкций вагонов.

— Большого количества модификаций отечественных и зарубежных конструкций вагонов для сравнительной оценки их технико-экономических параметров для выбора и об ∂ обоснования показателей жизненного цикла вагонов нового поколения;

— Требований к новых конструкционных материалов;

— Результатов расчета напряженно-деформированного состояния и ресурса конструкций основных узлов вагонов для обеспечения их равной долговечности и длительного срока службы;

— Динамики и взаимодействия пути и вагонов с новыми перспективными параметрами ходовых частей — тележками вагонов;

— Механических свойств, микро-и макроструктуры листового металлопроката из сталей с карбонитридним укреплением, режимов их сварки, а также показателей прочности и холодоустойчивости сварных соединений из этих сталей;

— Результатов прочностных, динамических и эксплуатационных испытаний отдельных узлов и вагонов целом.

На основе этих исследований разработаны новаторские проектные решения, конструкционные материалы и технологические процессы, которые обеспечили создания вагонов нового поколения на уровне мировых стандартов с высокой конкурентоспособностью на внутреннем и внешнем рынках.

По результатам исследований опубликовано более 300 научных работ, в том числе 7 монографий, получено более 120 патентов на изобретения и полезные модели, в том числе более 60 патентов за рубежом. В целом эта работа сопровождалась защитой 7 докторских и 15 кандидатских диссертаций. Только за последние годы разработки вагонов нового поколения участвовали в более чем 70 выставках в Украине и за рубежом (Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Турция, Иран, Азербайджан, Германия), неоднократно их отмечали наградами европейских и отечественных ассоциаций и промышленных конкурсов.

Научная новизна разработок была также признана и прошла апробацию на международных научно-практических конференциях по вопросам железнодорожного транспорта, состоявшихся в 2010-2012 гг В работе этих конференций принимало участие большое количество как отечественных, так и зарубежных ученых и специалистов в области подвижного состава .

Так, в результате опытно-конструкторских разработок и проведения комплекса теоретических и экспериментальных научных исследований было создано, освоено в серийном производстве и внедрены в эксплуатацию целое семей? Ство различных типов инновационных грузовых вагонов:

— Полувагон модели 12-7023-01 на тележках 18-7020 с осевой нагрузкой 23,5 т;

— Полувагон модели 12-7039 на тележках модели 18-7033 с осевой нагрузкой 25 т;

— Железнодорожная платформа модели 13-7024 для перевозки крупнотоннажных контейнеров;

— Типоразмерный ряд бункерных вагонов для перевозки сыпучих грузов (зерна, цемента и др.). Моделей 19-7024, 19-7016 и

19-7017.

Сейчас на железных дорогах стран СНГ и Балтии успешно эксплуатируют почти 18 тысяч вагонов нового поколения производства Крюковского вагоностроительного завода.

Учитывая высокие показатели надежности и экономической эффективности вагонов нового поколения в эксплуатации, украинская ассоциация производителей и потребителей железнодорожной техники рекомендовал в 2010 году Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины перейти на закупку перспективного и эффективного подвижного состава, производство которого освоено на вагоностроительных предприятиях Украины.

Основными составляющими эффективности подвижного состава нового поколения, эксплуатируемом являются:

1. Удельное уменьшение веса проката черных металлов и литья для производства вагонов за счет:

— Увеличение в 1,4 раза длительности жизненного цикла вагонов;

— Уменьшение коэффициента их материалоемкости с 0,336 до 0,322-0,318;

— Изготовление несущих элементов конструкции кузовов вагонов из горячекатаных и гнутых профилей из низколегированных сталей класса прочности 375-390 МПа, обеспечивающие одинаковую долговечность кузова и ходовых частей вагонов;

— Использование разрешения тормозной системы для каждой тележки вагона, что позволило уменьшить общую массу системы, с одновременным повышением надежности работы тормозов за счет обеспечения равномерного нажатия тормозных колодок на колеса.

2. Уменьшение удельных затрат электроэнергии и топлива на тягу поездов в результате:

— Уменьшение коэффициента трения и сопротивления движению вагонов до 10%;

— Уменьшение в 2-3 раза углов набегания колесных пар на рельсы и уменьшение интенсивности «виляние» тележек;

— Снижение массы тары вагонов.

3. Уменьшение удельных затрат электроэнергии, топлива, других видов технологической энергии и трудовых ресурсов на техническое содержание вагонов за счет:

— Увеличение межремонтного пробега в 2 раза — до 500 тыс. км,

— Снижение среднегодовых затрат на ремонт и обслуживание вагонов в 3,5 раза;

— Увеличение гарантийного срока эксплуатации буксовых узлов до 8 лет или 800 тыс. км пробега, в результате применения двухрядных кассетных конических подшипников типа TBU150х250х160;

— Наплавки ударно-тяговых поверхностей автосцепок в среде аргона с твердостью поверхностей после наплавки 400-500 НВ.

4. Уменьшение удельных затрат электроэнергии, топлива, других видов технологической энергии и трудовых ресурсов на техническое содержание рельсового пути за счет:

— Снижение уровня рамных сил в колясках (на прямых и кривых участках пути R> 800 м — в 1,5-2 раза);

— Уменьшение влияния вагонов на верхнее строение пути (рельсы и элементы стрелочных переводов) в горизонтальной плоскости.

Так, создание и внедрение современного грузового подвижного состава нового поколения решает важное народно-хозяйственное задачи: ускоренную замену изношенного парка грузовых вагонов путем Сварка аргоном, существенное повышение его производительности, снижение затрат на ремонт и техническое обслуживание, а также поддержку и развитие промышленности и транспортной системы Украины. Аргонодуговая сварка литых, кованых и алюминиевых дисков позволяет сделать бесконтактный шиномонтаж.

Комментарии:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here