Культ золотого унитаза

0
72
Культ золотого унитаза
Культ золотого унитаза

Каждая материальная вещь имеет две стороны — функциональный и виртуальный или ауру социального престижа. Человек, который, подобно Чаушеску, Бокасси или Иди Амина, пользуется золотым унитазом, не может благодаря этому рассчитывать на лучшее пищеварения своего желудка. Часы, как у Зварыча, за 17 500 долларов или даже такой, как у Пискуна, за 30 тысяч не показывает времени точнее, чем простой по 100 долларов или 40 гривен.

Человек с мобильником за 43 500 баксов (таким, который имеет сын Ющенко, Андрей) не сможет благодаря его платиновому корпуса позвонить к мертвому или хотя бы заставить поднять трубку того абонента, который не хочет с вами разговаривать. В чем же тогда смысл таких вещей? Конечно же, не в их функциональном назначении. Потому что главное здесь не узнать, который час, или кому-то позвонить, а показать свою причастность к высшим элит, тех элит, которые можно охарактеризовать как посттоталитарные.

Это наши, родные постсовковые «понятия», это языческое азиатское поклонения культа роскоши. Карл Линней квинтэссенцию азиатской ментальности гениально охарактеризовал следующими словами: «азиат — жестокий, тупой и любит роскошь». И вот это «любит роскошь» обнаруживает себя в сверхдорогих предметах, что в западной культуре является моветоном даже для очень богатых.

Пол Маккартни, самый богатый музыкант мира, который имеет миллиард двести миллионов долларов, ездит из пригорода Лондона до своего офиса в автобусе и к тому же в потертом пиджаке. Он не ленится повторять журналистам, что выполняет наставления своего отца, который учил его, что достойный человек должен быть скромным и жить скромно.

На Западе дети миллиардеров зарабатывают, мойщиком посуды в барах, чтобы узнать цену богатства. Королева Елизавета II во время Второй мировой войны не шутя разбирала и собирала мотор военного грузовика и шила перчатки для британских солдат. Принцу Чарльзу и Камилле Паркер-Боулз пресса очень галантно упрекнула, что расходы на их свадьбу немного превысили предел свадьбы монаршего, ведь они не арабские торговцы средней руки из мусульманского квартала Лондона, чтобы устраивать слишком дорогую забаву. Британский принц Уильям мечтает ехать в Африку бороться со Спидом, а шведская принцесса София хочет посвятить свою жизнь харитативной деятельности.

У нас немного другие «понятия». Андрей Ющенко не исповедует западных принципов скромности и преданности идеям благотворительности не потому, что он плохой мальчишка, а потому, что не может вести себя иначе в социальной среде вчерашних свинопасов, которые вылезли на вершину общества и теперь хотят «оттянуться по полной программе», компенсируя свои вековечные нищета сповідуванням культа золотого унитаза.

Если бы этот 19-летний крестьянский юноша вел бы себя так же скромно, как сэр Пол Маккартни, его бы неправильно понятно среду и он стал бы чужим в своей привычной тусовке. У нас сегодня фактически нет аристократической элиты. Ее методично уничтожали веками, и восстановить такую элиту можно так же не раньше, чем через века. А крестьянский сын par exellence всегда будут мечтать, что когда станет царем, то будет спать на сале и салом укриватиметься.

Андрей Ющенко живет на самом деле как сыночек арабского торговца дешевым золотом низкой пробы, потому что за три недели непрерывных упреков журналистов так и не показал, как учил его отец, счета из ресторана, где он гулял с друзьями, не показал «народного» черно-белого монофонического «Сименса» вместо самой навороченной в мире мобилы «Vertu», которая по своей стоимости равна цене приличной квартиры, и наконец не продемонстрировал «почуканого» «Запорожец» вместо BMW за 130 тысяч евро. К этому еще добавилась заявление Катеринчука о том, что Андрей Ющенко, оказывается, имеет права на использование символики Оранжевой революции, что может принести ему прибыль в размере 100 миллионов долларов.

Нетрудно догадаться, как все это может повлиять на народное доверие народному Президенту в бедной стране, ведь все хорошо помнят, как хорошо Ющенко говорил о семейных ценностях, о том, что «я не казёл и моя семья не казёл» и «которую мы мораль исповедуем, друзья?» Какую мораль можно исповедовать, сидя в казино и держа в руках мобилу, украшенную драгоценными металлами? Конечно, у нас теперь не сталинские времена и отец за сына не отвечает, но живы еще воспоминания о том, как Ющенко слишком часто появлялся на людях со своей семьей, подчеркивая этим, какие ценности исповедует он лично.

Ющенко-младший, к сожалению, не прошел теста на усвоение европейских ценностей. Возможно, отцу надо было послать Андрея учиться за границу, потому что в оксфордах и кембриджах дети Назарбаева, Акаева и Каримова вели себя скромно, чтобы не быть осмеянными своими тамошними товарищами, и даже Алсу в Лондоне не позволяла себе роскошествовать так, как дома.

А дочь Тимошенко решила отпраздновать свою свадьбу в старинном английском замке, где стоимость суток пребывания вместе с питанием составляет лишь — 85 фунтов. Что поделаешь, когда, к сожалению, в современной Украине роскоши становится нормой жизни и наши высшие чиновники едут учиться европейским моральным стандартам в Брюссель или Страсбург, останавливаясь в гостиничных номерах стоимостью 2 500 евро за сутки.

Впрочем, есть еще один аспект проблемы роскоши и ригоризма. Ни В коем случае нельзя нам теперь исповедовать ленинско-сталинской скромности повседневной жизни, потому что такая скромность — это признак тоталитаризма, а самым скромным и неприхотливые люди в мире есть ваххабиты.

Мы должны осознать, что свободное общество среди всех других человеческих прав дает право быть богатым и слишком богатым, и надо научиться уважать даже обладателя золотого унитаза в случае, если этот золотой унитаз заработано честным трудом. Мы должны также понять, что после этапа советской скромности, когда осуждалось любое достойное трудолюбивого человека материальное существование, в обществе наступает слишком сильное увлечение роскошью, и этот этап надо пережить.

Азы демократии даются так же трудно, как и искушения, которые порождает эта самая демократия, и поэтому не будем слишком резко осуждать богатство, чтобы не стать похожими на ленивого советского люмпена, который завидует богатому и проклинает его только за то, что сам не способен собственными руками и головой то богатство заработать.

Комментарии:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here