Космическая программа СССР «Спираль»

0
49
Космическая программа СССР «Спираль»
Космическая программа СССР «Спираль»

Космос – наиболее перспективная область для разработки самых современных вооружений. Естественно, что СССР и США еще со времен холодной войны соперничают в космосе. Однако, мало кто знает, какие космические аппараты разрабатывались. Одной из самых перспективных космических программ была программа «Спираль».

Особенностью космической техники, которая обуславливает весьма дорогостоящие запуски в космос, является то, что сама ракета-носитель практически полностью теряется вместе с двигателями. Хотя в большей части она представлена топливными баками, все же, потеря такого большого количества техники весьма дорого стоит. Соответственно, для того чтобы развивать космическую технику, необходимо постоянно выводить на орбиту людей, полезные грузы, ставить долгосрочные эксперименты. Естественно, что высокая стоимость запуска космических аппаратов резко снижала возможные запуски, следовательно, необходимо было решить проблему дороговизны космических полетов путем создания спускаемых космических аппаратов. Именно эту проблему и была призвана решить космическая программа «Спираль». Естественно, что такие аппараты должны были вести возможную войну в космосе.

Самолет-разгонщик и орбитальный самолет космической программы «Спираль»

Программа «Спираль» предусматривала создание как минимум двух аппаратов, из которых только один является непосредственно космическим кораблем. Программа «Спираль» подразумевала создание гиперзвукового самолета-разгонщика и орбитального самолета. В свою очередь, орбитальный самолет состоял из двух разгонных ступеней и непосредственно полезной и спускаемой части орбитального самолета. Такая схема давала значительные преимущества, среди которых: увеличение доли полезного груза, достигающего орбиты до девяти процентов, уменьшение стоимости вывода одного килограмма груза на орбиту по сравнению с классической ракетой на том же самом топливе примерно в три с половиной раза, очень быстрое перенацеливание орбитального самолета практически в любом направлении, самостоятельные перелеты самолета-разгонщика, очень быстрый вывод орбитального самолета практически на орбиту практически любой район, очень эффективное маневрирование как на этапе запуска, так и на этапе посадки, простая самолетная посадка на любом аэродроме. В общем, на то время это была самая современная космическая программа, естественно, носившая именно военных уклон.

Как должен был проходить полет? Прежде всего, орбитальный самолет крепился сверху самолета-разгонщика вместе с двухступенчатым ракетным ускорителем. Дальше самолет-разгонщик поднимался на максимальную высоту со скоростью до четырехсот километров в час. Далее происходило отделение орбитального самолета и включение двухступенчатого ускорителя, который и поднимал на нужную высоту орбитальный самолет. Орбитальный самолет во всех вариантах исполнения весил восемь тонн и восемьсот килограмм. Боевая нагрузка составляла около полутоны, исключением была ударная версия орбитального самолета, у которого полезная нагрузка была равна двум тоннам. Диапазон орбит, на которые можно было вывести орбитальный самолет составлял от ста тридцати до ста пятидесяти километров по высоте, от четырехсот пятидесяти до тысячи четыреста километров по наклонению в северном и южном направлениях, при условии того, что старт происходил с территории СССР. Конструкция орбитального самолета позволяла выполнить боевую задачу в течение двух, максимум трех витков. Третий виток должен стать посадочным.

Гиперзвуковой самолет-разгонщик

Маневренность на орбите для орбитального самолета обеспечивал собственный жидкостный ракетный двигатель, работающий на фторе и амидоле. Этот двигатель мог изменять наклон орбиты до ста семидесяти километров, а также подъем до высоты в тысячу километров. Стоит отметить, что из-за высокой боевой нагрузки орбитального самолета в ударном варианте, показатели маневренности были в два раза меньше из-за снижения запаса топлива.

Посадка производилась следующим способом. Орбитальный самолет включал тормозные двигатели и под большим углом входил в атмосферу. Вектор скорости должен был совпадать с направлением взлетно-посадочной полосы. Изменение вектора скорости достигалось путем изменения угла крена при одном и том же угле атаки. Посадку обеспечивал турбореактивный двигатель даже на грунтовый аэродром при скорости не более двухсот пятидесяти километров в час.

Орбитальный самолет космической пограммы «Спираль»

Что из себя представлял самолет-разгонщик? Гиперзвуковой самолет-разгонщик должен был быть выполнен по бесхвостовой схеме, длиной в тридцать восемь метров и размахом крыла в шестнадцать с половиной метров, он имел общую площадь крыльев в двести сорок квадратных метров. Очень интересными были турбореактивные двигатели, которые работали на сжиженном водороде. Тяга каждого двигателя составляла семнадцать с половиной тонн. Пустой самолет-разгонщик весил всего тридцать шесть тонн, а вот сжиженного водорода мог взять около шестнадцати тонн. Все четыре двигателя располагались внизу фюзеляжа и имели общий воздухозаборник и единое внешнее сопло сверхзвукового расширения.

Двухступенчатый ракетный ускоритель для орбитального самолета ничем особенным не отличался, разве что работал на фторо-водородном топливе.

Схема орбитального самолета

А теперь – самое интересное, это орбитальный самолет. Орбитальный самолет представлял из себя треугольник, сильно затупленным передним углом, который, к тому же, был еще и приподнят. Такая форма чем-то напоминает галошу. Низ и перед были закрыты специальным теплозащитным экраном, крепившимся на керамических подшипниках, для защиты от высоких температур при посадке. Орбитальный самолет имел двигатели, обеспечивавшие его маневрирование на орбите, это жидкостный ракетный двигатель, применявшийся для орбитального маневрирования и выдачи тормозного импульса, необходимого для схода с орбиты, два специальных аварийных жидкостных ракетных двигателя, работающих от топлива основного орбитального двигателя, шесть жидкостных ракетных двигателей грубой ориентации и десять жидкостных ракетных двигателей точной ориентации, а также турбореактивный двигатель для полетов в атмосфере и посадки.

Пилот орбитального самолета находился в специальной капсуле аварийного спасения на любом участке полета, которая имела свои пороховые двигатели. В капсуле также был радиомаяк, аккумулятор и блок аварийной навигации. Капсула приземлялась со скоростью до восьми метров в секунду на парашюте. Орбитальный самолет имел автономную астроинерциальную систему навигации, бортовую ЭВМ, астрокорректор, радиовысотомер и оптический визир. Также, была система ручного управления двигателями.

Орбитальный самолет мог использоваться в нескольких вариантах, это дневной фоторазведчик, радиолокационный разведчик, ударный орбитальный самолет и перехватчик космических целей.

Схема орбитального самолета в исполнении «перехватчик космических целей»

Все модификации имели очень интересную техническую реализацию, например системы газоотвода и стабилизации при пуске ракеты с орбитального самолета, а также множество других. Обидно, что такая перспективная программа была забыта и не реализована в металле. Однако, программа «Спираль» дала очень большой толчок для развития космической отрасли, до сих пор наша страна пожинает эти плоды. Стоит отметить, что США только несколько лет назад смогло реализовать данный проект в виде беспилотного космического корабля, который находился более года на орбите вокруг Земли. Может быть, и в нашей стране построят аналогичный аппарат?

Комментарии:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here