Глава про Медведя, Ваалиму и финские парковки

В путь

Около половины седьмого утра июльским утром 2008-го мы отправились в путь. Специально выехали пораньше, чтобы ближе часам к четырем добраться до Питера, а в девять вечера уже быть в режимной зоне – на границе России и Финляндии. Советую и вам не спать до победного, поскольку международная трасса М10 проходит в аккурат по центру встречных городов, иногда это чревато пробками. Впрочем, мы доехали до Спб сравнительно быстро. Там пробыли не больше часа, успели только поесть. Жаль, конечно, но все-таки в наши планы не входило оставаться там дольше.

На выезде из Санкт-Петербурга мы попали в пробку, которая съела едва ли не четверть общего времени, которое мы потратили на дорогу. Ситуация напомнила Дмитровку по вечерам: люди из пригородов массово возвращались с работы домой. Для того, чтобы избежать этого, можно выехать из Москвы еще раньше, либо не заезжать в Питер и перекусить на ходу. Но мы, закаленные ежедневными утренними и вечерними пробками, спокойно переждали час пик.

Трасса СПб-Торфяновка
Выборгское шоссе

Если дорогу от Москвы до Питера еще можно считать нормальной, от Питера до финской границы путь отвратительный. Дело не столько в качестве асфальта, сколько в том, что она действительно опасна: по ней ежедневно циркулируют десятки фур, и не поддаться соблазну их обгона бывает непросто. Но узкая полоса и бесконечные повороты ограничивают видимость, поэтому следует быть предельно аккуратным. И пусть мою бдительность осудят водители со стажем, которые сотни раз проезжали там без особых проблем, я считаю, в первый раз уж точно нужно быть начеку.

Конечной точкой нашего пути в тот день был мотель «Медведь», который находится в пограничной зоне – замечательное место для ночевки перед пересечением финской границы. Проживание в двухместном опрятном номере + завтрак стоят в пределах полутора тысяч. Кормят там вкусно и быстро. Рекомендую заправиться территории нашей страны, поскольку цены на бензин в странах Европы гораздо выше.

Мотель «Медведь»

Не стоит устраивать себе марафонский заезд и чесать из Москвы напрямую до Хельсинки. Во-первых, вы действительно устанете. Во-вторых, к пограничному контролю лучше пробиться ранним утром. От мотеля до границы несколько десятков метров. Мы встали в очередь около 8 утра и простояли там по 11.30. Опытные путешественники знают, что очередь выстраивается в несколько рядов: грузовой транспорт, туристические автобусы и легковые автомобили.

Некоторые выбирают альтернативные пункты пересечения границы, но на новой машине этого лучше делать – дорога до некоторых из них оставляет желать лучшего. Впрочем, очереди на границе с городком Ваалима далеко не всегда такие длинные, просто нам немного не повезло: именно в этот день пограничники ловили некоего гражданина, умудрившегося пробраться на территорию Финляндии нелегально.
У самой границе к нам в машину попросился юноша по имени Иван. Он доехал до Торфяновки на попутке и оказался в конце длиннющей очереди. Парень сильно торопился, а без машины попасть на территорию Финляндии невозможно, поэтому Ваня попросился к нам. По пути мы выяснили, что он едет из Казани в приграничный финский город забирать новую машину. Его Rav-4, прибывший из США, уже дожидался его там.

На границе никаких неожиданностей не было. Сначала прошли российский пограничный пункт, затем – финский. Проверили документы и машину. Будьте внимательны: на границе могут спросить выписку о состоянии счета в банке или другой подтверждающий наличие средств документ. Советую специальную папку для документов, которая всегда будет в доступном месте, и беречь ее как зеницу око.

Страна тысячи озер

Итак, пограничный контроль пройден, и вот мы движемся в сторону Хельсинки. Стоит ли говорить, насколько разительно отличается финская дорога от российской! Во-первых, на каждом шагу можно увидеть характерный дорожный знак с лосём: трасса проходит около леса, сохатые иногда неожиданно выскакивают прямо перед автомобилем. Это обычно плохо кончается как для зверя, так и для водителя. Во-вторых, нельзя не заметить, что лес тут гораздо гуще и зеленее, чем мы тот, что мы видели буквально за десять минут до этого. Финны берегут свой лес.
Финляндию называют «страной тысячи озёр» – за три часа пути до Хельсинки мы видели несколько десятков. Здесь очень красивая, чистая и немного мрачная природа.

Приехав в Хельсинки, мы первым делом стали искать свой хостел Satakuntatalo. Если вы думаете, что найти в Финляндии нужную улицу легко, то сильно заблуждаетесь. Выгрузив вещи и заселившись в комнату, мы кинулись искать место для парковки. Для российского гражданина это звучит довольно странно, но, как это ни прискорбно, все парковки в Финляндии (и в Европе вообще) – платные. Исключение составляют специально отведенные места и бесплатные часы, например, в выходные после 17.00. Автоматы оплаты – отдельная тема: они прячутся в переулках, найти их не так просто, даже аборигены не всегда подскажут Вам места, где можно получить заветный талон.

Местный транспорт

Второй целью для нас, позавтракавших в 7 утра, стал поиск еды. Голод был настолько сильным, что поиски наши закончились в индийском ресторане, располагавшемся в том же здании, что и наш хостел.

Ребята! Так вкусно и сытно мы никогда не ели. Владелец ресторана – настоящий индус (насколько позволяют судить мои знания об индусах). Пшенные лепешки, рис с куркумой… Наевшись до отвала мы запросили счёт. Он был вполне справедливым, но печальным – 45 евро за обед. Вздохнув, Антон отдал довольному владельцу свою карточку на растерзание. Уже вернувшись в Москву, мы выяснили, что товарищ накормил нас бесплатно: сумма со счёта сначала пропала, но подтверждения в течение двух недель банку не пришло, поэтому деньги вернулись к нам.

Девушка на ступеньках Собора

Надо сказать, с погодой нам более чем повезло: в Москве – дожди, +10, в Хельсинки – +30 градусов, палит солнце – хоть купайся! Впрочем, в тот день мы решили просто погулять по городу перед сном.

Финский залив

И я, и Антон уже бывали здесь раньше, но оба видели только зимнюю столицу. Летом Хельсинки преображается: в воздухе царит невероятная легкость, везде звучит музыка, по городу гуляют красивые и хорошо одетые девушки и юноши.

Центр города

Кроме того, тут очень много крупных молодых людей с длинными светлыми волосами в футболках с Апокалиптикой и Аморфис.
Из местных достопримечательностей мы увидели немногое – Кафедральный собор в центре города, причал да парк на берегу Финского залива.

Вымотавшись, побрели в хостел. Честно говоря, это был один из худших хостелов на нашем пути: комната была больше похожа на больничную палату, душ – один на этаже, один туалет с раковиной на две комнаты.

Наша комната

Хитрый Антон выбрал себе кровать слева, а я даже и не заметила сразу, что спать мне придется на раскладушке. Правда, большим плюсом хостела было наличие бесплатного wi-fi, что в нашем случае было необходимо, потому что мы общались с родителями по Skype.

Второй (он же последний) день в Хельсинки

Проснувшись, мы пошли завтракать. Общая столовая напоминал стройку Вавилонской башни – такого количества людей разных национальностей и возрастов, я, наверное, никогда не видела. Здесь можно было встретить и крошечных японских девчушек с родителями, и кудрявого итальянца, и пожилую английскую леди в ярко-розовом открытом платье. Все они чинно завтракали.

Именно тогда я заметила ощутимое отличие от российской действительности: хостесс, обслуживающий персонал в столовой, юноши на ресепшн – все они очень дружелюбны, они понимают, что их работа очень важна, не менее важна, чем моя, ваша или чья угодно. У них нет «унизительных» или «непрестижных» профессий.
Молодой человек за административной стойкой с удовольствием объяснил нам, где найти самый популярный в городе пляж, рассказал про места бесплатных парковок и про то, где находится Храм в скале.

Сначала мы отправились на пляж. Сама мысль о том, что москвичи сейчас кутаются в осенние куртки, а мы разгуливаем по Скандинавии в шортах, была до ужаса приятной. Правда, море было холодным, я даже не решилась зайти. Зато там, на пляже, мы встретили питерского работягу. В Хельсинки он красит лодки и зарабатывает не хуже московского менеджера среднего звена. Пытался дозвониться на радио «Маяк», лежа на полотенце: «Скучно тут, тянет домой, хоть какое-то напоминание о родном городе». «Маяк», кстати, ловит везде. Только называется в каждой стране по-разному. В Финляндии вообще очень много петербуржцев: некоторые работают, некоторые приезжают на шоп-туры, у кого-то здесь родственники.

Храм в скале

Через несколько часов нас ждал паром в Стокгольм, нужно было успеть поесть и напоследок, одним глазком, посмотреть упущенные вчера красоты финской столицы.

Храм изнутри

Погуляв полчасика по центру, мы решили навестить Храм в скале и сувенирную лавку (ну куда без этого). В лавке вы всегда сможете найти троллей и лосей, причем, не только в Финляндии, но и в Швеции с Норвегией – они борются за авторское право на свою символику. Впрочем, что лоси, что тролли прячутся в лесах каждой из трёх стран, впоследствии мы в этом уверились.

Город на воде

Паром Габриелла

В 17.30 наш паром отбывал, на терминал мы приехали в половину четвертого. Обычно там выстраивается очередь из автомобилей, и, чтобы побыстрее заехать на машинную палубу и разместиться в каюте, лучше быть там заранее.

Машинная палуба

Мы были одними из первых, поэтому побросали вещи и скорее побежали на верхнюю палубу, чтобы посмотреть, как паром будет отчаливать от берега. Стояла удивительная погода, ветра практически не было, на море – штиль.

Это был один из самых красивых моментов нашего путешествия: вслед нашему кораблю кричали чайки, солнце высоко светило на безоблачном небе, воздух пах морем.
На паромах всегда можно найти массу развлечений: здесь к вашим услугам и duty-free, и рестораны, и сауна, и дискотеки. Мы поужинали, купили бутылочку ликера и, закутавшись в свитера, пошли на палубу смотреть закат.

Магазин на пароме

Если днем на палубе жарко, то с заходом солнца температура едва дотягивает до десяти градусов – все дело в морском ветре, поэтому не забывайте взять с собой теплые куртки и ботинки. Помимо того, что на палубе холодно, там бывает еще и довольно влажно.

— Анника пролила немного кофе на колени. Сначала ей стало тепло и мокро, а потом холодно и мокро (из книги «Пеппи Длинныйчулок»).

Довольно скоро мы стали клевать носом и отправились в каюту спать. Завтра нас ждал Стокгольм.